Усть-Каменогорск, Казахстан
ТОО ''Госзакупки консалтинг''

ТОО "Госзакупки консалтинг"

Навигация

Система управления

Госзакупки: как обеспечить прозрачность процедуры и защитить интересы бизнеса

 

Автор: Турсунбеков Ербол Сайлауович — руководитель отдела аудита государственных закупок Департамента внутреннего государственного аудита по г. Алматы.

Как вы знаете, в процессе исполнения бюджета первоначально проводятся процедуры государственных закупок, с целью определения поставщика товаров, работ и услуг. Соответственно, своевременное и качественное проведение процедур государственных закупок влияет в дальнейшем на эффективное освоение бюджетных средств.

В связи с чем, государство уделяет большое внимание совершенствованию процедур проводимых государственных закупок в Республике Казахстан и организации наиболее эффективной реализации закрепленных в отраслевом законодательстве принципов государственных закупок.

Все вы знаете, что с начала 2016 года введен в действие Закон «О государственных закупках» в новой редакции, который, прежде всего, направлен на повышение прозрачности процедур государственных закупок и защиту интересов бизнеса.

При этом, в целях дальнейшего повышения прозрачности и совершенствования процедур государственных закупок с начала 2018 года приняты ряд положительных изменений в Правила осуществления государственных закупок. В основном данные изменения коснулись государственных закупок в сфере строительства.

Так, концептуальными поправками в Правила осуществления государственных закупок являются:

1) упрощение требований к участникам государственных закупок работ в сфере строительства. Теперь участники закупок работ в сфере строительства, имеющие соответствующую лицензию на строительно-монтажные работы и проектирование, могут не представлять документы, подтверждающие обладание материальными и трудовыми ресурсами;

2) установление демпинговой цены по работам, не связанным со строительством, в случаях, если конкурсное ценовое предложение является ниже цены, выделенной на конкурс, более чем на 40%;

3) снижение пороговых значений для установления критерия по опыту работы.

Следует отметить, что на протяжении многих лет причиной массовых отклонений заявок по закупкам в сфере строительства являлась проектно-сметная документация, которая требовала от потенциальных поставщиков представления неоправданно обширного количества подтверждающих документов в части обладания материальными ресурсами(техникой).

Вместе с тем сфера строительства относится к лицензируемым видам деятельности, и в закупках участвуют только компании, уже имеющие соответствующую лицензию на строительную деятельность, при получении которой они подтверждали обладание соответствующими материальными и трудовыми ресурсами.

Так, согласно Единым квалификационным требованиям и перечня документов, подтверждающих соответствие, им для осуществления деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, для получения лицензии необходимо наличие аттестованных инженерно-технических работников, производственной базы, машин, механизмов и соответствующего опыта работы.

В этой связи в Правила были внесены изменения устанавливающие, что документом, подтверждающим обладание материальными и трудовыми ресурсами по государственным закупкам работ в сфере строительства, является теперь только лицензия, выданная в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях. Порядок подтверждения квалификационных требований путем предоставления копий договоров аренды, технических паспортов и т. д. в таких закупках упразднен, что значительно облегчает процесс подготовки и сокращает сроки подачи заявки на участие в тех или иных закупках в сфере строительства.

Таким образом, вышеуказанные новшества внесены в целях упрощения и снижения коррупционных рисков государственных закупок работ в сфере строительства, а также исключения порядка «двойного» подтверждения участниками строительной деятельности своей квалификации.

Считаем, что вышеуказанные новшества в законодательстве о государственных закупках имеют определенно положительный эффект как для участников государственных закупок, так и для деятельности уполномоченного органа в сфере государственных закупок, поскольку на наш взгляд теперь устранены причины необоснованных отклонений заявок по причине несоответствия квалификационным требованиям по материальным и трудовым ресурсам.

Вместе с тем, другие внесенные изменения в части снижения пороговых значений для установления критерия по опыту работы, привели к повышению требований к потенциальным поставщикам по количеству лет имеющегося у них аналогичного опыта работ в зависимости от суммы, выделенной для закупки.

Таким образом, введенные новшества способствуют реализации таких основных принципов государственных закупок как, предоставление потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков и недопущения коррупционных проявлений.

 

30.05.2018