ТОО "Госзакупки консалтинг"
Усть-Каменогорск (Казахстан)   Тел.: +7 707 228-82-97 (телефон для консультаций); +7 701 529-29-03

Госзакупки: с учетом всех обстоятельств

 

Э. Искакова,

судья СМЭС г. Астаны

 

Государство выступает на рынке в качестве крупнейшего покупателя. Это означает, что государственные органы-закупщики при проведении закупочных кампаний должны ориентироваться на минимизацию затрат на выполнение заказа либо получение наибольшего эффекта при заданном уровне затрат.

Процесс государственных закупок включает в себя в том числе выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках. В Закон РК «О государственных закупках» с 1 января 2016 года были внесены изменения, в том числе в ст. 12 Закона. Согласно вышеуказанной статьи уполномоченный орган осуществляет формирование и ведение следующих республиканских реестров в сфере государственных закупок:

- заказчиков;

- договоров о государственных закупках;

- недобросовестных участников государственных закупок;

- квалифицированных потенциальных поставщиков.

Реестр недобросовестных участников государственных закупок, определенных победителями (потенциальных поставщиков, занявших второе место), уклонившихся от заключения договора о государственных закупках, формируется на основании решения уполномоченного органа о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок. Тогда как ранее реестр таких недобросовестных участников государственных закупок формировался на основании решений судов, вступивших в законную силу.

При этом, согласно ст. 43 Закона Заказчик направляет победителю проект договора о государственных закупках в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока на обжалование протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона); в течение пяти рабочих дней со дня определения победителя государственных закупок способом запроса ценовых предложений. Данный проект договора должен быть удостоверен победителем государственных закупок способами конкурса, аукциона, запроса ценовых предложений посредством электронной цифровой подписи в течение трех рабочих дней со дня поступления на веб-портал государственных закупок уведомления.

Однако судебная практика показывает, что имеются случаи, когда поставщики в течение вышеуказанных сроков не удостоверяют посредством электронной цифровой подписи направленные заказчиком проекты договоров, и такой поставщик признается уклонившимся от заключения договора о госзакупках, что является для уполномоченного органа (ГУ «Комитет по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан») основанием для включения таких поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

Однако при рассмотрении заявлений поставщиков об отмене приказа уполномоченного органа о включении в реестр недобросовестных участников государственных закупок суд принимает во внимание, что приказ формируется автоматически согласно «Правилам формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок», и в каждом случае учитываются обстоятельства, повлекшие неподписание проектов договоров в срок.

Так, например, в Специализированный межрайонный экономический суд г. Астаны поступило заявление ИП А. к ГУ «Комитет по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан» об отмене приказа о включении в реестр недобросовестных участников государственных закупок. При рассмотрении данного гражданского дела судом было принято во внимание, что поставщик в период с 31.07.2016 г. по 04.08.2016 г. находился на стационарном лечении в медицинском центре, что подтверждалось справкой и выпиской из медицинской карты стационарного больного. При таких обстоятельствах у поставщика отсутствовал умысел на уклонение от подписания договора. Отсутствие умысла было подтверждено действиями поставщика, указанными в журнале согласования, а именно изменением последним банковских реквизитов, основания (свидетельство о государственной регистрации), а также утверждением договора. Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует об отсутствии признаков недобросовестности со стороны потенциального поставщика, что не учитывалось при автоматическом формировании приказа. При таких обстоятельствах заявленные требования ИП А. были удовлетворены и приказ о включении в реестр недобросовестных участников государственных закупок отменен.

В каждом случае суд, рассматривая гражданское дело в сфере государственных закупок, исходит из общих начал и принципов гражданского, в том числе законодательства о государственных закупках, и гражданского процессуального законодательства, справедливости и разумности.

11 января 2017, 09:35
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ»

 

 

26.01.2017